Лифшиц Михаил
Михаил Александрович Лифшиц
Марксистский философ, разрабатывавший марксистскую эстетику и теорию искусств. Сторонник "теории отражения". Противниками обвинялся в "гносеологизме".
Литературный критик и искусствовед.
Тонкий и умелый полемист, направлявший свои сарказм и иронию на модернизм и догматизм, на защиту реализма.
Уверенно шёл, если это было необходимо, против течения, вопреки общественному мнению.
Лифшиц, Михаил Александрович — Википедия
Сергей ЗЕМЛЯНОЙ, кандидат философских наук Метафизическое алиби советского марксизма
«А дела идут своим Чередом…»
Мих. Лифшиц. Тексты
WebKnow - Современныйрусский философ Михаил Лифшиц
Михаил Лифшиц
http://justlife.narod.ru/lifshits/lifshits.htm
Осмоловскй vs Институт Лифшица"
Левее левого": Интервью с Дмитрием Гутовым
Toronto Slavic Quarterly: Поэль Карп - "Классика и мы"
Библиотека Гумер - Мареев С.Н. Мареева Е.В. Арсланов В.Г ...
Информация об учёном
Даты жизни:
1905-1983
Научная биография:
Во время учёбы во ВХУТЕМАСе - ВХУТЕИНе в 1927 г. опубликовал свой первый программный текст под названием "Диалектика в истории искусства", вызвавший негодование авангардистов, которые преобладали тогда в искусстве и среди преподавателей ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа. Образцом для современного искусства провозглашает искусство античности, эпохи Возрождения, реализма 19 века. За слова, подобные "Вопреки ходячим фразам нашего века абсолютная красота существует так же, как абсолютная истина" обвиняется в "правом уклоне в искусстве". С 1929 года дальнейшая учеба становится для него невозможной.
С 1927 года же Лифшиц начинает собирать материалы для описания системы эстетических взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в 1933 впервые издаёт антологию "Маркс и Энгельс об искусстве", затем в 1938 г. антологию "Ленин о культуре и искусстве". Затем они многократно переиздавались.
С 1929 г. работает в области эстетики и теории искусств в Институте Маркса и Энгельса (с 1930 г. в кабинете философии истории вместе с Дьердем Лукачом).
В 1933-1940 вместе с Лукачем издают журнал Литературный критик, в котором развивают марксистские идеи, часто впоследствии противниками называвшиеся "гносеологизмом". Сам Лифшиц называл их "теорией отражения". К группе Лифшица-Лукача примыкал Андрей Платонов, который печатал в журнале статьи в основном под псевдонимом Фёдор Человеков. Они утверждали, что ценность произведения искусства не зависит ни от классовой принадлежности автора, ни от верности/неверности (марксизма/немарксизма) идеологии автора, а зависит от верности и полноты отражения действительсти.
Реализм провозглашался не ограниченным временными рамками течением, а свойством всякого подлинного искусства. Критиковали вульгарную социологию и модернизм.
С 1963 г. Лифшиц – старший научный сотрудник сектора эстетики Института истории искусств Минкультуры СССР, затем работал в качестве зав. сектором эстетических учений .
В 1960 гг. в статьях «Почему я не модернист», «Феноменология консервной банки» и книге «Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт» (1968) критикует модернизм.
Преподавал в Институте Красной профессуры (с 1925 г.), затем в ИФЛИ.
«Литературный критик»
С 1927 года же Лифшиц начинает собирать материалы для описания системы эстетических взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в 1933 впервые издаёт антологию "Маркс и Энгельс об искусстве", затем в 1938 г. антологию "Ленин о культуре и искусстве". Затем они многократно переиздавались.
С 1929 г. работает в области эстетики и теории искусств в Институте Маркса и Энгельса (с 1930 г. в кабинете философии истории вместе с Дьердем Лукачом).
В 1933-1940 вместе с Лукачем издают журнал Литературный критик, в котором развивают марксистские идеи, часто впоследствии противниками называвшиеся "гносеологизмом". Сам Лифшиц называл их "теорией отражения". К группе Лифшица-Лукача примыкал Андрей Платонов, который печатал в журнале статьи в основном под псевдонимом Фёдор Человеков. Они утверждали, что ценность произведения искусства не зависит ни от классовой принадлежности автора, ни от верности/неверности (марксизма/немарксизма) идеологии автора, а зависит от верности и полноты отражения действительсти.
Реализм провозглашался не ограниченным временными рамками течением, а свойством всякого подлинного искусства. Критиковали вульгарную социологию и модернизм.
С 1963 г. Лифшиц – старший научный сотрудник сектора эстетики Института истории искусств Минкультуры СССР, затем работал в качестве зав. сектором эстетических учений .
В 1960 гг. в статьях «Почему я не модернист», «Феноменология консервной банки» и книге «Кризис безобразия. От кубизма к поп-арт» (1968) критикует модернизм.
Преподавал в Институте Красной профессуры (с 1925 г.), затем в ИФЛИ.
«Литературный критик»
Ссылки на вненаучную деятельность:
В 1940 г., когда был закрыт журнал Литературный критик, издававшийся "группой Лукача-Лифшица", Фадеев, Ермилов и др. обвиняли группу в "буржуазно-либеральном сопротивлении марксизму в литературе", призывах к советским писателям учиться у Андрея Платонова, который был объявлен примкнувшим к группе.
До 1937 г. - верный сталинист, позднее при переизданиях убирает похвалы Сталину из своих статей.
Участник Великой Отечественной войны. Был ранен.
После войны обвинялся в числе других философов в "космополитизме".
В "Новом мире" в 1954 г. сразу после смерти Сталина опубликовал полемическую статью "Дневник Мариэтты Шагинян", сатирически изобразившую интеллигенцию сталинской эпохи. За эту публикацию в результате громкого литературного скандала автор был исключён из КПСС, а редактор (А.Твардовский) на некоторое время лишился своей должности. Сотрудничая в "Новом мире", дал положительное заключение о повести "Один день Ивана Денисовича" Солженицына и способствовал её публикации.
Статьи и книги 1960-х годов против модернизма создали ему репутацию реакционного противника современного искусства.
Некоторое время работал заместителем директора Третьяковской галереи. Действительный член Академии художеств СССР.
До 1937 г. - верный сталинист, позднее при переизданиях убирает похвалы Сталину из своих статей.
Участник Великой Отечественной войны. Был ранен.
После войны обвинялся в числе других философов в "космополитизме".
В "Новом мире" в 1954 г. сразу после смерти Сталина опубликовал полемическую статью "Дневник Мариэтты Шагинян", сатирически изобразившую интеллигенцию сталинской эпохи. За эту публикацию в результате громкого литературного скандала автор был исключён из КПСС, а редактор (А.Твардовский) на некоторое время лишился своей должности. Сотрудничая в "Новом мире", дал положительное заключение о повести "Один день Ивана Денисовича" Солженицына и способствовал её публикации.
Статьи и книги 1960-х годов против модернизма создали ему репутацию реакционного противника современного искусства.
Некоторое время работал заместителем директора Третьяковской галереи. Действительный член Академии художеств СССР.
Комментарии