Поджо Браччолини
Поджо Браччолини, Поджо Флорентийский Gianfrancesco Poggio Bracciolini
11 февраля 1380, близ Ареццо — 10 октября 1459, Флоренция
Родился в г.Терранова в Тоскане в семье аптекаря.
Изучал нотариальное дело в университете Флоренции.
Вошёл в кружок канцлера Флоренции Коллуччо Салутати, знаменитого гуманиста. В 1402 г. выдержал экзамен на должность нотариуса и был принят в цех юристов. После этого получил должность писца в канцелярии Салутати (Салютати). Кроме самого Салутати, в кружок входили Лионардо Бруни (старше Поджо на 10 лет), Никколо Никколи (на 15). Чтобы заполучить более высокооплачиваемую должность, по совету Бруни, отправляется в 1403 г. в Рим. Благодаря флорентийским рекомендациям получает вскоре должность апостолического писца у папы Бонифация 9. Вскоре после смерти Бонифация обострился церковный раскол, служащие папской канцелярии становились поочерёдно сторонниками пап Григория 12, Бенедикта 13, Александра 5 в зависимости от того, кто из трёх брал верх в борьбе, а кому приходилось бежать от врагов. Поджо сначала был сторонником Григория, потом Александра, затем стал сторонником его преемника - Иоанна 23. Иоанн сделал его апостолическим секретарём и взял на собор в Констанцу (1414).
Констанцский собор низложил всёх трёх пап и избрал единственного нового, Мартина 5 (1418), римского патриция Оддо Колонна. Поджо не ждал от него ничего хорошего, поэтому принял приглашение кардинала Бофора, позвавшего его в Англию. Через 4 года он вернулся в Рим, получив таки при Мартине 5 должность секретаря. Оставался на этой должности и при папах Евгении 4 (1431-1447) и при Николае 5 (до 1453), затем до 1458 г. занимал должность канцлера Флоренции. За год до смерти удалился в родную Терранову (в местности Вальдорно).
Предпочитал общаться и всю жизнь дружил с гуманистами земляками из Флоренции. С гуманистами из других областей Италии (например, Валла) были сложные взаимоотношения вплоть до публичной вражды.
Группы Салутати, позднее Никколо Никколи, к которым принадлежал Поджо, завершали первый этап гуманизма. Они вели борьбу со средневековой схоластикой, но сами были ещё во многом заражены идеологией аскетизма. Лишь единичные гуманисты, вроде Боккаччо, решались сделать шаг в сторону гедонизма. Однако они ощущали недостаток в авторитетной теоретической основе. Поколение Поджо пошло дальше в развитии гедонизма, а одной из теоретических основ стали открытые им античные сочинения. В ходе его путешествий по монастырям и библиотекам, тщательно подготовленным предварительной перепиской с возможными владельцами, им были открыты несколько речей Цицерона, несколько комедий Плавта, Валерий Флакк, Квинтилиан, Аммиан Марцеллин, Силий Италик, весь Лукреций, весь Стаций, Колумела, Петроний.
Его перу принадлежат многочисленные учёные латинские сочинения "О скупости", "О лицемерии" и т.д., не оставившие особого следа ни в науке, ни в литературе.
Также он автор имеющих исторический интерес диалогов: "De nobilitate", в котором содержатся ценные сведения о современном автору положении дел в городах Италии (в отличие от теоретических, оторванных от практики сочинений современников); "De varietate fortunae", где Поджо одним из первых подходит к древнеримским развалинам как объекту научного изучения, содержатся мемуарные сведения о правлении Евгения 4 и описание путешествия купца Никколо Конти по странам Востока, оказавшее влияние на решение Колумба искать новый путь в Индию; "De infelicetate principum" - злободневного публицистического трактата в защиту республиканского строя.
Во флорентийской политике и лоббировании при папском дворе охотно поддерживал Медичи, а неохотно Альбицци. В помощь Медичи в 1440 г. сфальсифицировал приказ об аресте главного папского полководца, кардинала Вителлески.
Был душою общества, в т.ч. душою кружка во времена Мартина 5, собиравшегося в одной из комнат папского дворца, состоявшего из секретарей, писцов, клерков папы, к которым время от времени присоединялись кардиналы, послы государств, купцы, имевшие какие-либо дела при папском дворе. Этот кружок, как и комната, где он собирался, получил название "il Bugiale" (Вральня).
На основе этих рассказов Поджо написал своё самое известное сочинение - Facetiae (Фацетии, Фацеции) на латыни.
В личной жизни считался любителем непристойных шалостей, зачастую дурного вкуса, оставил много внебрачных детей.
Полемизировал с нефлорентийскими гуманистами Филельфо (высмеивается в Фацетиях) и Валлой. Их гедонизм (более умеренный и теоретический, чем практика Поджо) и критика папства и монашества были всё-таки слишком смелыми и последовательными для практичного флорентийца. Кроме того, его критика падения нравов духовенства и папского двора, грозная теоретически, оказывается снисходительной, когда дело доходит до него самого или друзей.
Lib.ru/Классика: Дживелегов Алексей Карпович. Поджо Браччолини и ...
Браччолини, Поджо
Жак Эрс Повседневная жизнь папского двора времён Борджиа и Медичи. 1420-1520. М: Молодая гвардия, 2007. isbn 978-5-235-02964-4
P.S. Сторонники "новой хронологии" считают Поджо едва ли не главным фальсификатором античности.
11 февраля 1380, близ Ареццо — 10 октября 1459, Флоренция
Родился в г.Терранова в Тоскане в семье аптекаря.
Изучал нотариальное дело в университете Флоренции.
Вошёл в кружок канцлера Флоренции Коллуччо Салутати, знаменитого гуманиста. В 1402 г. выдержал экзамен на должность нотариуса и был принят в цех юристов. После этого получил должность писца в канцелярии Салутати (Салютати). Кроме самого Салутати, в кружок входили Лионардо Бруни (старше Поджо на 10 лет), Никколо Никколи (на 15). Чтобы заполучить более высокооплачиваемую должность, по совету Бруни, отправляется в 1403 г. в Рим. Благодаря флорентийским рекомендациям получает вскоре должность апостолического писца у папы Бонифация 9. Вскоре после смерти Бонифация обострился церковный раскол, служащие папской канцелярии становились поочерёдно сторонниками пап Григория 12, Бенедикта 13, Александра 5 в зависимости от того, кто из трёх брал верх в борьбе, а кому приходилось бежать от врагов. Поджо сначала был сторонником Григория, потом Александра, затем стал сторонником его преемника - Иоанна 23. Иоанн сделал его апостолическим секретарём и взял на собор в Констанцу (1414).
Констанцский собор низложил всёх трёх пап и избрал единственного нового, Мартина 5 (1418), римского патриция Оддо Колонна. Поджо не ждал от него ничего хорошего, поэтому принял приглашение кардинала Бофора, позвавшего его в Англию. Через 4 года он вернулся в Рим, получив таки при Мартине 5 должность секретаря. Оставался на этой должности и при папах Евгении 4 (1431-1447) и при Николае 5 (до 1453), затем до 1458 г. занимал должность канцлера Флоренции. За год до смерти удалился в родную Терранову (в местности Вальдорно).
Предпочитал общаться и всю жизнь дружил с гуманистами земляками из Флоренции. С гуманистами из других областей Италии (например, Валла) были сложные взаимоотношения вплоть до публичной вражды.
Группы Салутати, позднее Никколо Никколи, к которым принадлежал Поджо, завершали первый этап гуманизма. Они вели борьбу со средневековой схоластикой, но сами были ещё во многом заражены идеологией аскетизма. Лишь единичные гуманисты, вроде Боккаччо, решались сделать шаг в сторону гедонизма. Однако они ощущали недостаток в авторитетной теоретической основе. Поколение Поджо пошло дальше в развитии гедонизма, а одной из теоретических основ стали открытые им античные сочинения. В ходе его путешествий по монастырям и библиотекам, тщательно подготовленным предварительной перепиской с возможными владельцами, им были открыты несколько речей Цицерона, несколько комедий Плавта, Валерий Флакк, Квинтилиан, Аммиан Марцеллин, Силий Италик, весь Лукреций, весь Стаций, Колумела, Петроний.
Его перу принадлежат многочисленные учёные латинские сочинения "О скупости", "О лицемерии" и т.д., не оставившие особого следа ни в науке, ни в литературе.
Также он автор имеющих исторический интерес диалогов: "De nobilitate", в котором содержатся ценные сведения о современном автору положении дел в городах Италии (в отличие от теоретических, оторванных от практики сочинений современников); "De varietate fortunae", где Поджо одним из первых подходит к древнеримским развалинам как объекту научного изучения, содержатся мемуарные сведения о правлении Евгения 4 и описание путешествия купца Никколо Конти по странам Востока, оказавшее влияние на решение Колумба искать новый путь в Индию; "De infelicetate principum" - злободневного публицистического трактата в защиту республиканского строя.
Во флорентийской политике и лоббировании при папском дворе охотно поддерживал Медичи, а неохотно Альбицци. В помощь Медичи в 1440 г. сфальсифицировал приказ об аресте главного папского полководца, кардинала Вителлески.
Был душою общества, в т.ч. душою кружка во времена Мартина 5, собиравшегося в одной из комнат папского дворца, состоявшего из секретарей, писцов, клерков папы, к которым время от времени присоединялись кардиналы, послы государств, купцы, имевшие какие-либо дела при папском дворе. Этот кружок, как и комната, где он собирался, получил название "il Bugiale" (Вральня).
На основе этих рассказов Поджо написал своё самое известное сочинение - Facetiae (Фацетии, Фацеции) на латыни.
В личной жизни считался любителем непристойных шалостей, зачастую дурного вкуса, оставил много внебрачных детей.
Полемизировал с нефлорентийскими гуманистами Филельфо (высмеивается в Фацетиях) и Валлой. Их гедонизм (более умеренный и теоретический, чем практика Поджо) и критика папства и монашества были всё-таки слишком смелыми и последовательными для практичного флорентийца. Кроме того, его критика падения нравов духовенства и папского двора, грозная теоретически, оказывается снисходительной, когда дело доходит до него самого или друзей.
Lib.ru/Классика: Дживелегов Алексей Карпович. Поджо Браччолини и ...
Поджо Браччолини
Поджо Браччолини // Литературная энциклопедия. Т. 9. — 1935Браччолини, Поджо
Жак Эрс Повседневная жизнь папского двора времён Борджиа и Медичи. 1420-1520. М: Молодая гвардия, 2007. isbn 978-5-235-02964-4
P.S. Сторонники "новой хронологии" считают Поджо едва ли не главным фальсификатором античности.
Комментарии