Душа мира

Андрей Платонов

Душа Мира

1920?

Женщина и мужчина — два лица одного существа — человека; ребёнок же является их общей вечной надеждой.
Некому, кроме ребенка, передать человеку свои мечты и стремления; некому отдать для конечного завершения свою обрывающуюся великую жизнь. Некому — кроме ребёнка. И потому дитя — владыка человечества, ибо в жизни всегда господствует грядущее, ожидаемое, ещё не рождённая чистая мысль, трепет которой мы чувствуем в груди, сила которой заставляет кипеть нашу жизнь.
Женщина осуществляет ребёнка своею кровью и плотью, она питает человечество. Она сводит небо на землю, совершенствуя человека, поднимая его, очищая сменой поколений его горящую жаждущую душу.
Если дитя — владыка мира, то женщина — мать этого владыки, и смысл её существования — в сыне, в своей радостной надежде, творимой сыном. Т. е., смысл её жизни такой же, как и у всего человечества — в будущем, в приближении родного и желаемого. И потому в женщине живет высшая форма человеческого сознания — сознание непригодности существующей вселенной, влюблённость в далёкий образ совершенного существа — сына, которого нет, но который будет, которого она уже носит в себе, зачатою совестью погибающего мира, виноватого и кающегося.
Женщина перегоняет через свою кровь безобразие и ужас земли. Своей пламенною любовью, которой она и сама никогда не понимала и не ценила, своим никогда не утихающим сердцем, она в вечном труде творчества тайной идущей жизни, в вечном рождении, в вечной страсти материнства — и в этом её высшее сознание, сознание всеобщности своей жизни, сознание необходимости делать то, что уже делает, сознание ценности себя и окружающего — любовь.
Но что такое женщина? Она есть живое действенное воплощение сознания миром своего греха и преступности. 

Она есть его покаяние и жертва, его страдание и жертва, его страдание и искупление. Кровавый крест мира с смеющейся, прекрасной жертвой. Это — женщина, это её тайное сокровенное существо. Она улыбается, истекая кровью, кричит от боли, когда рождает
человека, а после любит без конца то, что ее мучило. Ее ребенок — высокий взлет ее мощной, творческой, сияющей души, проломленный путь в бесконечность, живая теплая надежда, которую женщина держит в своих материнских радостных руках.
Женщина — искупление безумия вселенной. Она — проснувшаяся совесть всего, что есть. И эта мука совести с судорожной страстью гонит и гонит человечество вперед по пути к оправданию и искуплению. И в первом ряду человечества — её любовь и сердце — женщина, с стойкостью вождя пробивающая вперёд через горы греха и преступлений, с испуганными наивными глазами ребёнка, которые страшнее всякого страха своей затаённой упорностью и неискушенностью; перед этим взором улыбающейся матери отступает и бежит зверь.
Страсть тела, двигающая человека ближе к женщине, не то, что думают. Это не только наслаждение, но и молитва, тайный истинный труд жизни во имя надежды и возрождения, во имя пришествия света в страдающую распятую жизнь, во имя побед человека. Открытая нежность, живущая в приближении к женщине, — это прорыв каменных стен мировой косности и враждебности. Это величайший момент, когда всех чёрных змей земли накрывает лёд смерти. В тишине засветившейся нежности матери-женщины погибают миры со всеми солнцами. Восходит новый тихий свет единения и любви слившихся потоков всех жизней, всех проснувшихся существ.
Безмолвие любви — последнее познание двух душ, что одно. И женщина знает, что мир и небо, и она — одно, что она родила всё, оттого у нее нет личности, оттого она такая неуловимая и непонятная, потому что отдалась всему, приобрела сердцем каждое дыхание.


Познав себя, женщина познала вселенную, она стала её душой, её возлюбленной мира, гордой гранитной надеждой. Она доведет страдающую жизнь до конца пути.
Женщина — тогда женщина, когда в ней живет вся совесть тёмного мира, его надежда стать совершенным, его смертная тоска.
Женщина тогда живет, когда желание муки и смерти в ней выше желания жизни. Ибо только её смертью дышит, движется и зеленеет земля.
Не увидеть рай, а упасть мёртвой у врат его — вот смысл женщины, а с нею и человечества.
Последний ребенок женщины — её Великий Сын искупит мир и себя.
Мыслитель Отто Вейнингер, вышедший из недр буржуазии, в своей главной книге «Пол и характер» проклял женщину. «Мужчина, представляющий собою олицетворение низости, стоит бесконечно выше наиболее возвышенной из женщин», — написал он и, развивая мысль, утверждал, что существование женщины — одна случайность и насмешка, и доказал это распространенностью сводничества среди женщин. Мужчинам Вейнингер отдал все, что отнял у женщин, но забыл, что, если женщины — сводницы, то мужчины — снохачи.
Я бы мог опровергнуть его книгу от начала до конца, но сделаю это в другом месте. Нас эта книга интересует, как вопль погибающего — ибо, вынув душу из мира — женщину — Вейнингер зашатался и исчез в вихре безумия (он убил себя юношей). Прощение,честному!
Революция отдала в руки женщины все силы жизни , главенство над её ростом и расцветом. Нет ничего в мире выше женщины, кроме её ребенка. Это она знает и сама.
Ибо в конце концов женщина лишь подготавливает искупление вселенной. Совершит это искупление её ди тя, рождённое совестью мира и кровью материнского сердца.
Да приблизится царство сына (будущее человечества) страдающей матери и засветится светом сына погибающая в муке родов душа её.


От редакции: несмотря на трудность усвоения мысли (не слога, а мысли, ибо слог прост) товарища Платонова и некоторую сложность взглядов его на роль женщины в будущем и в революции, - редакция находит возможным дать данной статье рабочего Платонова место на страницах своей крестьянской газеты, ибо крестьянину, смотрящему на женщину как на доходную статью своего хозяйства, статья эта будет поучительна. 

Тут

Комментарии

svv написал(а)…
С праздником!

Популярные сообщения из этого блога

Возобновление записей

Обитаемый остров бр. Стругацких

Песня Миньоны из романа Гёте Ученические годы Вильгельма Мейстера