Новый Органон
Полное имя автора:
Фрэнсис Бэкон / Франциск Веруламский / Francis Bacon / Francisc Bacon, Baro de Verulam
Представляет собой вторую часть Великого восстановления наук. В противопоставление "Органону" Аристотеля и схоластической философии в целом, посвящена не выводу заключений из уже известных истин, а получению аксиом "из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам".
"Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте."
"Пусть люди перестанут удивляться тому, что путь наук еще не пройден, ибо они вовсе сбились с дороги, решительно оставив и покинув опыт или путаясь и блуждая в нем, как в лабиринте. Правильно же построенный метод неизменной стезей ведет через леса опыта к открытию аксиом."
"Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие аксиомы (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.
Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет. Но этого, однако, до сих пор не сделано. Когда же это будет сделано, то можно будет ожидать от наук лучшего."
"При построении аксиом посредством этой индукции нужно взвесить и исследовать, приспособлена ли устанавливаемая аксиома только к мере тех частностей, из которых она извлекается, или она полнее и шире. И если она полнее или шире, то надо смотреть, не может ли аксиома укрепить эту свою широту и полноту указанием новых частностей, как бы неким поручительством, чтобы мы и не погрязли в том, что уже известно, и не охватили бы чрезмерно широким охватом лишь тени и абстрактные формы, а не прочное и определенное в материи. Только тогда, когда это войдет в обыкновение, по справедливости блеснет прочная надежда."
Информация о научном труде
Полное название научного труда:
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ, НАЗЫВАЕМАЯ НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
Даты создания и публикации:
1620
Cсылки на тексты и издания:
Новый Органон…1620 (Бэкон Ф.)
Фрэнсис Бэкон. Великое восстановление наук. Новый Органон
читать книгу Великое восстановление наук. Новый Органон
Новый Органон, Или Истинные Указания Для Истолкования Природы ...
Фрэнсис Бэкон. Великое восстановление наук. Новый Органон
Francis Bacon
Ссылки на научную полемику по вопросу:
Величайшие книги - Бэкон - "Новый Органон"
НОВЫЙ ОРГАНОН НАУК
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И МИФЫ В ТОЛКОВАНИИ ФР. БЭКОНА
Антропология - Смык Л.В. Судьба наследия Ф. Бэкона в западной и ...
Наукоцентризм, философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф ...
Библиотека Гумер - Грицанов А. История философии. Энциклопедия
Фрэнсис Бэкон / Франциск Веруламский / Francis Bacon / Francisc Bacon, Baro de Verulam
Представляет собой вторую часть Великого восстановления наук. В противопоставление "Органону" Аристотеля и схоластической философии в целом, посвящена не выводу заключений из уже известных истин, а получению аксиом "из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам".
"Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если только он коренится в эксперименте."
"Пусть люди перестанут удивляться тому, что путь наук еще не пройден, ибо они вовсе сбились с дороги, решительно оставив и покинув опыт или путаясь и блуждая в нем, как в лабиринте. Правильно же построенный метод неизменной стезей ведет через леса опыта к открытию аксиом."
"Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие аксиомы (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.
Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет. Но этого, однако, до сих пор не сделано. Когда же это будет сделано, то можно будет ожидать от наук лучшего."
"При построении аксиом посредством этой индукции нужно взвесить и исследовать, приспособлена ли устанавливаемая аксиома только к мере тех частностей, из которых она извлекается, или она полнее и шире. И если она полнее или шире, то надо смотреть, не может ли аксиома укрепить эту свою широту и полноту указанием новых частностей, как бы неким поручительством, чтобы мы и не погрязли в том, что уже известно, и не охватили бы чрезмерно широким охватом лишь тени и абстрактные формы, а не прочное и определенное в материи. Только тогда, когда это войдет в обыкновение, по справедливости блеснет прочная надежда."
Информация о научном труде
Полное название научного труда:
ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ, НАЗЫВАЕМАЯ НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
Даты создания и публикации:
1620
Cсылки на тексты и издания:
Новый Органон…1620 (Бэкон Ф.)
Фрэнсис Бэкон. Великое восстановление наук. Новый Органон
читать книгу Великое восстановление наук. Новый Органон
Новый Органон, Или Истинные Указания Для Истолкования Природы ...
Фрэнсис Бэкон. Великое восстановление наук. Новый Органон
Francis Bacon
Ссылки на научную полемику по вопросу:
Величайшие книги - Бэкон - "Новый Органон"
НОВЫЙ ОРГАНОН НАУК
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ И МИФЫ В ТОЛКОВАНИИ ФР. БЭКОНА
Антропология - Смык Л.В. Судьба наследия Ф. Бэкона в западной и ...
Наукоцентризм, философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф ...
Библиотека Гумер - Грицанов А. История философии. Энциклопедия
Комментарии