Среди долины ровныя

Алексей Фёдорович Мерзляков

Среди долины ровныя

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте,
Цветет, растет высокий дуб
В могучей красоте.

Высокий дуб, развесистый,
Один у всех в глазах;
Один, один, бедняжечка,
Как рекрут на часах!

Взойдет ли красно солнышко –
Кого под тень принять?
Ударит ли погодушка –
Кто будет защищать?

Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки близ него,
Ни кустики зеленые
Не вьются вкруг него.

Ах, скучно одинокому
И дереву расти!
Ах, горько, горько молодцу
Без милой жизнь вести!

Есть много сребра, золота –
Кого им подарить?
Есть много славы, почестей –
Но с кем их разделить?

Встречаюсь ли с знакомыми –
Поклон, да был таков;
Встречаюсь ли с пригожими –
Поклон да пара слов.

Одних я сам пугаюся,
Другой бежит меня.
Все други, все приятели
До черного лишь дня!

Где ж сердцем отдохнуть могу,
Когда гроза взойдет?
Друг нежный спит в сырой земле,
На помощь не придет!

Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне;
Не ластится любезная
Подруженька ко мне!

Не плачется от радости
Старик, глядя на нас;
Не вьются вкруг малюточки,
Тихохонько резвясь!

Возьмите же всё золото,
Все почести назад;
Мне родину, мне милую,
Мне милой дайте взгляд!

1810

По воспоминаниям песня написана в гостях в имении Жодочи (сейчас это в границах Москвы - где-то у Очакова и Давыдково), Мерзляков был влюблён в дочь хозяина, разговорился о своём одиночестве, затем написал начало песни мелом на ломберном столике. Ему принесли перо и бумагу - он переписал начало и тут же закончил песню. Музыку приписывают 3-м разным композиторам: Кашину - постоянному соавтору песен Мерзлякова, Давыдову и Козловскому.
Песня стала популярна задолго до первой публикации текста в 1830.
Мерзляков - теоретик классицистского толка, переводил древнегреческую и латинскую поэзию, писал оды. После 1801 заинтересовался фольклором, написал совместно с музыкантом Кашиным ряд песен, среди них «Чернобровый, черноглазый»«Я не думала ни о чем в свете тужить», «Ах, что же ты, голубчик, не весел сидишь».

Сл. А. Мерзлякова - Среди долины ровныя (с нотами)
Среди долины ровныя (Мерзляков) — Викитека

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Возобновление записей

Обитаемый остров бр. Стругацких

Песня Миньоны из романа Гёте Ученические годы Вильгельма Мейстера