Кто одинок, того звезда...

Иоганн Вольфганг фон Гёте, Johann Wolfgang von Goethe




     Wer sich der Einsamkeit ergiebt
Ach! der ist bald allein,
Ein jeder lebt, ein jeder liebt,
Und läßt ihn seiner Pein.
Ja! laßt mich meiner Qual!
Und kann ich nur einmal
Recht einsam seyn,
Dann bin ich nicht allein.

     Es schleicht ein Liebender lauschend sacht,
Ob seine Freundin allein?
So überschleicht bey Tag und Nacht
Mich Einsamen die Pein,
Mich Einsamen die Qual.
Ach werd’ ich erst einmal
Einsam im Grabe seyn,
Da läßt sie mich allein!



Перевод Тютчева:





      Кто хочет миру чуждым быть,
Тот скоро будет чужд, —
Ах, людям есть кого любить,
Что им до наших нужд!

 
Так! что вам до меня?
Что вам беда моя?
Она лишь про меня, —
С ней не расстанусь я!

Как крадется к милой любовник тайком:
 «Откликнись, друг милый, одна ль?»
Так бродит ночию и днем
Кругом меня тоска,
Кругом меня печаль!..

Ах, разве лишь в гробу
 От них укрыться мне —
В гробу, в земле сырой —
Там бросят и оне!

1830

Перевод Григорьева:

  
О, кто одиночества жаждет, 
      Тот скоро один остается!
     Нам всем одинаково в мире живется, 
      Где каждый - и любит,  и страждет.
      И мне не расстаться с глубоким, 
      Изведанным горем моим...
     Пусть буду при нем я совсем одиноким, 
      Но все же не буду одним.
     Одна ли подруга? Подходит
      Украдкой подслушать влюбленный...
     Вот так-то и горе стопой потаенной
      Ко мне,  одинокому,  входит.
     И утром,  и ночью глубокой
      Я вижу и слышу его:
     Оно меня разве лишь в гроб одинокой
      Положит совсем одного.

     1852

Перевод Пастернака:

Кто одинок, того звезда
Горит особняком.
Все любят жизнь, кому нужда
Общаться с чудаком?
Оставьте боль мучений мне.
С тоской наедине
Я одинок, но не один
В кругу своих кручин.


Как любящий исподтишка
К любимой входит в дом,
Так крадется ко мне тоска
Днем и при свете ночника,
При свете ночника и днем,
На цыпочках тайком.
И лишь в могиле под землей
Она мне даст покой.


Написано до ноября 1783 г. для Театрального призвания Вильгельма Мейстера. Позднее вошло в Годы учения...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Возобновление записей

Обитаемый остров бр. Стругацких

Песня Миньоны из романа Гёте Ученические годы Вильгельма Мейстера