Лев Толстой Воспитание и образование
Статья из №7 педагогического журнала "Ясная Поляна" за 1862.
Расматривается вопрос, обсуждавшийся со многими деятелями педагогики Европы во время 2-го заграничного путешествия Толстого (1860-61 гг.).
Толстого волнует соотношение образования и воспитания в процессе образования.
Опасение в том, что воспитание вносит в образование принуждение, делает обучаемого подчинённым воспитателю. "Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемой стеной от влияния мира и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным", "Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена китайскою стеной книжной мудрости, сквозь которую пропускается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько нравится воспитателям."
Т.к. Толстой убеждён, что любое принуждение в образовании вредно, он предлагает совсем исключить воспитание из школы.
Далее он рассматривает как обстоит дело с воспитанием, т.е. принуждением в гимназиях, в семьях, в кадетских корпусах, университетах. Приводит возражения, основанные, например, на том, что студенты в основном занимаются предметами в течение двух недель перед экзаменом, в остальное время занимаются изучением других вещей.
Университетские знания не нужны после выхода из университета, никто не знает какие специалисты требуются в каких количествах и т.д.
Как всегда, Толстой проницателем и наблюдателен, перечни того чем не занимаются и занимаются студенты очень интересны.
Вывод Толстого: меньше воспитание в учёбе, меньше принуждения,только свободно выбранное учеником образование эффективно. Нужно ликвидировать современные университеты, а развивать публичные лекции и поощрять самообразование по книгам.
Воспитание и образование (fb2) | Либрусек
Воспитание и образование
Л.Д. Опульская. Комментарии. Л.Н. Толстой. Воспитание и образование
Педагогика ненасилия. ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА Л.Н. ТОЛСТОГО [DOC]РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №4/2003
Расматривается вопрос, обсуждавшийся со многими деятелями педагогики Европы во время 2-го заграничного путешествия Толстого (1860-61 гг.).
Толстого волнует соотношение образования и воспитания в процессе образования.
Опасение в том, что воспитание вносит в образование принуждение, делает обучаемого подчинённым воспитателю. "Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемой стеной от влияния мира и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным", "Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена китайскою стеной книжной мудрости, сквозь которую пропускается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько нравится воспитателям."
Т.к. Толстой убеждён, что любое принуждение в образовании вредно, он предлагает совсем исключить воспитание из школы.
Далее он рассматривает как обстоит дело с воспитанием, т.е. принуждением в гимназиях, в семьях, в кадетских корпусах, университетах. Приводит возражения, основанные, например, на том, что студенты в основном занимаются предметами в течение двух недель перед экзаменом, в остальное время занимаются изучением других вещей.
Университетские знания не нужны после выхода из университета, никто не знает какие специалисты требуются в каких количествах и т.д.
Как всегда, Толстой проницателем и наблюдателен, перечни того чем не занимаются и занимаются студенты очень интересны.
Вывод Толстого: меньше воспитание в учёбе, меньше принуждения,только свободно выбранное учеником образование эффективно. Нужно ликвидировать современные университеты, а развивать публичные лекции и поощрять самообразование по книгам.
Воспитание и образование (fb2) | Либрусек
Воспитание и образование
Л.Д. Опульская. Комментарии. Л.Н. Толстой. Воспитание и образование
Педагогика ненасилия. ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА Л.Н. ТОЛСТОГО [DOC]РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №4/2003
Комментарии
Исправил