Социально-организационное значение искусства. Тезисы Богданова
А.А.Богданов
Социально-организационное значение искусства.
Тезисы лекции в Российской академии художественных наук.
Москва, 21.10.1921.
Социально-организационное значение искусства.
Тезисы лекции в Российской академии художественных наук.
Москва, 21.10.1921.
1. Искусство - одна из идеологий, точнее - особая группа идеологий.
Исследовать его с организационной точки зрения, значит исследовать его жизненную функцию в обществе, как организованной системе.
2. Можно заранее утверждать, что это должна быть функция практически нужная в борьбе общества с приро-дою, ибо только биологически полезное могло сохраняться и развиваться в мириадах лет за счет большой и возрастающей затраты социальной энергии, начиная с тех первых этапов, когда человечество едва держалось среди враждебных стихий.
3. Определить эту функцию можно только путем наблюдения искусства в жизни. Для других идеологий такое наблюдение легко и просто решает дело.
Слово в практике явным образом играет роль средства, при помощи которого организуются все процессы труда и распределения, все собирание и систематизация опыта, все вообще сочетания человеческих активностей. Организующая роль обычая, морали, права и других норм в реальной жизни не менее очевидна. Организующая роль науки, если и была несколько затемнена в античных мировоззрениях рабовладельческим презрением к производительному труду, то стала вполне ясной в эпоху буржуазного общества, где на науке основывается вся практическая организация производства, но также и все расчеты людей в сфере рас-пределения, и где под знаменем научных доктрин органи-зуются социальные классы в их борьбе.
Роль искусства дольше оставалась в этом смысле затемненною, потому что этим орудием и буржуазное общество не сумело сознательно овладеть в такой мере, в какой ов-ладело наукою. Легче всего уяснить дело, если рассматривать искусство в жизни, начиная с его зародышей, и далее по линии развития.
4. Эмбрионы искусства у животных - пение, танцы, архитектура (бальные беседки у некоторых австралийских птиц). Все они являются организационными средствами создания элементарно видовой ячейки-семьи, первого коллектива.
5. В первобытно-стадной человеческой коммуне намечается песня трудовая, организационное значение которой ясно, как и позднейшей песни боевой.
Начало музыки лежит в трудовых шумах с их ритмом; значение такое же.
У дикарей танец военный, подобно боевой песне, есть орудие, предварительной организации сил коллектива, его "духа", для предстоящей борьбы; танец совета - для спокойного объективного обсуждения, и проч.
В дальнейшем пение, музыка, танцы оставались и остаются орудием организации бытовых связей коллектива - сближения его единиц в разные бытовые ячейки, их эмоционального взаимопонимания, от которого зависит сплоченность коллектива в жизни.
6. Древнейшая пещерная живопись имеет явно "образовательное" значение - есть средство передачи руководящих указаний для практики, для отношений к окружающей среде.
7. В дальнейшем развитии живопись вместе со скульптурой, архитектурой, а частью и тоническими искусствами, приобретает религиозный характер и становится орудием религиозного сплочения коллектива.
8. Поэзия, религиозная и героическая, являлась затем основным орудием общего социального воспитания, т.е. организационной подготовки членов общества, реального введения в коллектив.
9. Беллетристика (роман, драма) и сейчас являются школою жизни. Иллюстрация на Толстом, на "Фаусте" Гете. Воспитательное значение сохраняют и все прочие искусст-ва.
10. Специально искусства "эмоциональные" - музыка, лирика, ландшафт, архитектура - служат по-прежнему для сближения и сплочения членов коллектива путем органи-зации настроений, лишь без отношения к частным и непосредственным практическим задачам, как бывало раньше.
11. Социально-организующая роль искусства есть его объективный смысл; и ее понимание не имеет ничего об-щего с теорией гражданского искусства, т.е. навязыванием искусству частных задач этических, политических и пр.
12. Одно и тоже произведение искусства в разные эпохи может выполнять разную организующую роль. Когда же оно ее перестает выполнять, то отмирает, выходит из жиз-ни.
13. Классовое строение общества означает классовое искусство. Иллюстрация - лирика феодально-авторитарная, буржуазно-индивидуалистическая, лирика пролетарского коллектива.
14. Понятие об искусстве, как "роскоши", как "украше-нии" жизни, идеологически характеризует классы непроиз-водительные.
"Публикуемые в настоящем издании тезисы Богданова представляют собой подготовительный материал для лекции, прочитанной им в Российской академии художественных на-ук (РАХН) в Москве 21 октября 1921 года. Машинопись этого текста находится в архиве документов Академии, хранящемся в Исследовательской библиотеке Исследовательского инсти-тута Гетти в Лос-Анжелесе (Калифорния, США). Еще один экземпляр тезисов находится в Москве среди фондов документов Академии в РГАЛИ (Ф. 941, оп. 1, ед. хр. 3) .
Российская академия художественных наук возникла в середине 1921 года по инициативе Народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского и действовала под эгидой Художественного отдела Главнауки Наркомпроса. Ее президентом был Петр Коган, вице-президентами - Василий Кандинский и Александр Родионов . Основной целью работы Академии было подведение твердого фундамента "позитив-ной науки" под теоретические исследования и изыскания, связанные с областью искусства. Это должно было вывести такие работы из-под влияния футуристов и конструктивистов из ИНХУКа и других художественных организаций . Структуру Академии составляли автономные отделения. Первым из них было организовано Физико-психологическое отделение, главой которого стал Анатолий Бакушинский. В рамках этого отделения развивалось большинство подразделений, занимавшихся изучением изобразительных искусств. 22 октября появилось социологическое отделение под руководством Владимира Фриче, а в феврале 1922 года к ним добавилось философское отделение во главе с Густавом Шпетом. Академия прекратила существование в 1930 году.
Богданов прочел свою лекцию, будучи уже полноправным членом РАХНа. Всего за две недели до этого события, 7 октября, он вошел в число 75 членов Академии. Среди них были Любовь Аксельрод, Валерий Брюсов, Павел Флоренский и Александр Габричевский . Хотя официальное открытие Ака-демии состоялось 13 октября 1921 года , работа Физико-психологического отделения началась еще летом. Первая лекция здесь была прочитана 4 августа физиком Н.Е.Успенским на тему "Роль позитивных наук при изучении художественного творчества" . Возможно, выступление Богданова было приурочено к образованию социологического отделения, офици-ально открытого на следующий день после его лекции и определявшего свою задачу как "исследование искусства с точки зрения его социального происхождения и значения" ."
Шарлотта Дуглас
Комментарии