Социально-организационное значение искусства. Тезисы Богданова

А.А.Богданов
Социально-организационное значение искусства.
Тезисы лекции в Российской академии художественных наук.
Москва, 21.10.1921.

1. Искусство - одна из идеологий, точнее - особая группа идеологий.
Исследовать его с организационной точки зрения, значит исследовать его жизненную функцию в обществе, как организованной системе.
2. Можно заранее утверждать, что это должна быть функция практически нужная в борьбе общества с приро-дою, ибо только биологически полезное могло сохраняться и развиваться в мириадах лет за счет большой и возрастающей затраты социальной энергии, начиная с тех первых этапов, когда человечество едва держалось среди враждебных стихий.
3. Определить эту функцию можно только путем наблюдения искусства в жизни. Для других идеологий такое наблюдение легко и просто решает дело.
Слово в практике явным образом играет роль средства, при помощи которого организуются все процессы труда и распределения, все собирание и систематизация опыта, все вообще сочетания человеческих активностей. Организующая роль обычая, морали, права и других норм в реальной жизни не менее очевидна. Организующая роль науки, если и была несколько затемнена в античных мировоззрениях рабовладельческим презрением к производительному труду, то стала вполне ясной в эпоху буржуазного общества, где на науке основывается вся практическая организация производства, но также и все расчеты людей в сфере рас-пределения, и где под знаменем научных доктрин органи-зуются социальные классы в их борьбе.
Роль искусства дольше оставалась в этом смысле затемненною, потому что этим орудием и буржуазное общество не сумело сознательно овладеть в такой мере, в какой ов-ладело наукою. Легче всего уяснить дело, если рассматривать искусство в жизни, начиная с его зародышей, и далее по линии развития.
4. Эмбрионы искусства у животных - пение, танцы, архитектура (бальные беседки у некоторых австралийских птиц). Все они являются организационными средствами создания элементарно видовой ячейки-семьи, первого коллектива.
5. В первобытно-стадной человеческой коммуне намечается песня трудовая, организационное значение которой ясно, как и позднейшей песни боевой.
Начало музыки лежит в трудовых шумах с их ритмом; значение такое же.
У дикарей танец военный, подобно боевой песне, есть орудие, предварительной организации сил коллектива, его "духа", для предстоящей борьбы; танец совета - для спокойного объективного обсуждения, и проч.
В дальнейшем пение, музыка, танцы оставались и остаются орудием организации бытовых связей коллектива - сближения его единиц в разные бытовые ячейки, их эмоционального взаимопонимания, от которого зависит сплоченность коллектива в жизни.
6. Древнейшая пещерная живопись имеет явно "образовательное" значение - есть средство передачи руководящих указаний для практики, для отношений к окружающей среде.
7. В дальнейшем развитии живопись вместе со скульптурой, архитектурой, а частью и тоническими искусствами, приобретает религиозный характер и становится орудием религиозного сплочения коллектива.
8. Поэзия, религиозная и героическая, являлась затем основным орудием общего социального воспитания, т.е. организационной подготовки членов общества, реального введения в коллектив.
9. Беллетристика (роман, драма) и сейчас являются школою жизни. Иллюстрация на Толстом, на "Фаусте" Гете. Воспитательное значение сохраняют и все прочие искусст-ва.
10. Специально искусства "эмоциональные" - музыка, лирика, ландшафт, архитектура - служат по-прежнему для сближения и сплочения членов коллектива путем органи-зации настроений, лишь без отношения к частным и непосредственным практическим задачам, как бывало раньше.
11. Социально-организующая роль искусства есть его объективный смысл; и ее понимание не имеет ничего об-щего с теорией гражданского искусства, т.е. навязыванием искусству частных задач этических, политических и пр.
12. Одно и тоже произведение искусства в разные эпохи может выполнять разную организующую роль. Когда же оно ее перестает выполнять, то отмирает, выходит из жиз-ни.
13. Классовое строение общества означает классовое искусство. Иллюстрация - лирика феодально-авторитарная, буржуазно-индивидуалистическая, лирика пролетарского коллектива.
14. Понятие об искусстве, как "роскоши", как "украше-нии" жизни, идеологически характеризует классы непроиз-водительные.

"Публикуемые в настоящем издании тезисы Богданова представляют собой подготовительный материал для лекции, прочитанной им в Российской академии художественных на-ук (РАХН) в Москве 21 октября 1921 года. Машинопись этого текста находится в архиве документов Академии, хранящемся в Исследовательской библиотеке Исследовательского инсти-тута Гетти в Лос-Анжелесе (Калифорния, США). Еще один экземпляр тезисов находится в Москве среди фондов документов Академии в РГАЛИ (Ф. 941, оп. 1, ед. хр. 3) .
Российская академия художественных наук возникла в середине 1921 года по инициативе Народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского и действовала под эгидой Художественного отдела Главнауки Наркомпроса. Ее президентом был Петр Коган, вице-президентами - Василий Кандинский и Александр Родионов . Основной целью работы Академии было подведение твердого фундамента "позитив-ной науки" под теоретические исследования и изыскания, связанные с областью искусства. Это должно было вывести такие работы из-под влияния футуристов и конструктивистов из ИНХУКа и других художественных организаций . Структуру Академии составляли автономные отделения. Первым из них было организовано Физико-психологическое отделение, главой которого стал Анатолий Бакушинский. В рамках этого отделения развивалось большинство подразделений, занимавшихся изучением изобразительных искусств. 22 октября появилось социологическое отделение под руководством Владимира Фриче, а в феврале 1922 года к ним добавилось философское отделение во главе с Густавом Шпетом. Академия прекратила существование в 1930 году.
Богданов прочел свою лекцию, будучи уже полноправным членом РАХНа. Всего за две недели до этого события, 7 октября, он вошел в число 75 членов Академии. Среди них были Любовь Аксельрод, Валерий Брюсов, Павел Флоренский и Александр Габричевский . Хотя официальное открытие Ака-демии состоялось 13 октября 1921 года , работа Физико-психологического отделения началась еще летом. Первая лекция здесь была прочитана 4 августа физиком Н.Е.Успенским на тему "Роль позитивных наук при изучении художественного творчества" . Возможно, выступление Богданова было приурочено к образованию социологического отделения, офици-ально открытого на следующий день после его лекции и определявшего свою задачу как "исследование искусства с точки зрения его социального происхождения и значения" ."
Шарлотта Дуглас

Комментарии

Анонимный написал(а)…
Да, вот это статья, давно такого не читал, спасибо. Автору респект!
Анонимный написал(а)…
Вот это да, еще пишут же хорошие статьи, молодец, автору огромный респект.

Популярные сообщения из этого блога

Возобновление записей

Песня Миньоны из романа Гёте Ученические годы Вильгельма Мейстера

Толстой Лев