Сообщения

Социально-организационное значение искусства. Тезисы Богданова

А.А.Богданов
Социально-организационное значение искусства.
Тезисы лекции в Российской академии художественных наук.
Москва, 21.10.1921.

1. Искусство - одна из идеологий, точнее - особая группа идеологий. Исследовать его с организационной точки зрения, значит исследовать его жизненную функцию в обществе, как организованной системе. 2. Можно заранее утверждать, что это должна быть функция практически нужная в борьбе общества с приро-дою, ибо только биологически полезное могло сохраняться и развиваться в мириадах лет за счет большой и возрастающей затраты социальной энергии, начиная с тех первых этапов, когда человечество едва держалось среди враждебных стихий. 3. Определить эту функцию можно только путем наблюдения искусства в жизни. Для других идеологий такое наблюдение легко и просто решает дело. Слово в практике явным образом играет роль средства, при помощи которого организуются все процессы труда и распределения, все собирание и систематизация опыта, все вообще сочетания человеческ…

Реализм. Статья из Литературной энциклопедии. Автор - Д.Мирский

Статья Реализм из Литературной энциклопедии.
"Реализм
— в литературе и искусстве — направление, стремящееся к изображению действительности"

Р. противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной остроте, «новаторству»); с другой стороны — направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы происхождения ни были образы этой фантазии), или ищущим в образах реальной действительности «высшей» мистической или идеалистической реальности. Р. исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Р. — то направление в искусстве, в к-ром природа искусства как особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена.

Мирский Д. Реализм // Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 1929-1939. Т. 9. - М.: ОГИЗ РСФСР, Гос.…

Берег утопии Тома Стоппарда

Том Стоппард Tom Stoppard Томаш Штраусслер

Берег утопии The coast of Utopia

Драматическая трилогия (Путешествие (Voyage), Кораблекрушение (Shipwreck), Выброшенные на берег или Спасение (Salvage)).

О становлении и идеологическом и нравственном пути русской интеллигенции поколения Герцена.
Главный герой трилогии - Александр Герцен, хотя в первой пьесе не меньшее место занимают Бакунин и Белинский.
Большая смелость взять в герои людей, которые сами немало написали, в том числе  и о себе.
Большие возможности для актёров изобразить разнообразные характеры и с комическими и героическими чертами.
При том, что я, конечно, не историк, тем более этого периода, но кое-что читал, в том числе большинство и про большинство персонажей, не заметил каких-либо серьёзных исторических ляпов или развесистых клюкв.
Видно, что Стоппард прочитал огромное количество литературы и уж точно прочитал всё что можно, написанное его персонажами.
О недостатках - местами слишком большая фрагментарность, действие неп…

Гроза моментальная навек

Борис Пастернак

А затем прощалось лето С полустанком. Снявши шапку, Сто слепящих фотографий Ночью снял на память гром. Меркла кисть сирени. B это Время он, нарвав охапку Молний, с поля ими трафил Озарить управский дом. И когда по кровле зданья Разлилась волна злорадства И, как уголь по рисунку, Грянул ливень всем плетнем, Стал мигать обвал сознанья: Вот, казалось, озарятся Даже те углы рассудка, Где теперь светло, как днем! Из книги Сестра моя жизнь1917Борис Пастернак: Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава ...Хроника постоянного научного семинара "Проблемы поэтического языка ...Творчество ПастернакаБорис Пастернак: Гроза моментальная навек Pasternak: A Storm, Forever Momentary Гроза, моментальная навек

Кадамбари

Бана

Кадамбари

7-й век

Санскритский роман, катха, самый образцовый из трёх образцовых произведений этого жанра в санскритской литературе.
В соответствии с традицией в произведениях, принадлежащих к кавье (т.е. художественной литературе), ценится прежде всего украшенность (аланкрити) речи. Из двух жанров прозы катха отличается полной вымышленностью содержания. Темой является обретение девушки (kanyā-labhā), а содержанием - раса любви, или шрингара-раса (śringāra-rasa) (раса - вкус, эстетическая эмоция).
Роман считался настолько образцовым, что слово кадамбари стало в нескольких новоиндийских языках означать жанр романа.
Сюжет восходит к вставному рассказу о царе Суманасе в утраченной Брихаткатхе - Великом сказе Гунадхьи. Однако в Кадамбари подчёркнуто оборвана связь сюжета с виндьядхарами - главными героями Великого сказа, полубожественными духами воздуха.
Последовательно проведена замена мифа о виндьядхарах лунным мифом.
Однако рассказ из Брихаткатхи был во много раз расширен в Кадамб…

Несколько слов по поводу книги "Война и мир"

Лев Николаевич Толстой

Несколько слов по поводу книги "Война и мир"

1867

Опубликовано в журнале «Русский архив», 1868, март, еще до появления в печати заключительных, V и VI томов романа (по первоначальной разбивке). Сначала писалось как предисловие, затем было превращено в "объяснение".

О жанре Войны  и мира, о роли личности в истории и причинах исторических событий, о работе с источниками и т.д.

Также смотри ответ Льва Толстого на критику Войны и мира в Собаки и повар

Примечания 

Текст:

Несколько слов по поводу книги "Война и мир"
Л.Н.Толстой. Несколько слов по поводу книги «Война и мир»

Война и мир

Изображение
Лев Николаевич Толстой

Война и мир

1863-1869


Гусев. Толстой: Материалы к биографии с 1855 по 1869 год — 1957 Lib.ru/Классика: Толстой Лев Николаевич. Несколько слов по поводу ...


То ли в 1856 году, в год возвращения декабристов из ссылки, то ли в 1860 г. Толстой начал писать повесть о декабристе. Повесть была начата с описания возвращения декабриста из Сибири в Москву. Старик Пьер со своей женой Наташей возвращаются из ссылки. (Это неоконченный роман "Декабристы") В процессе работы, обдумывая историю молодости своего героя, Толстой увидел необходимость начать повесть с изображения восстания декабристов, и написанное начало было оставлено. К работе непосредственно над "Войной и миром" Толстой приступил в 1863 г. Т.е. от конца истории, 1856 г. Толстой пришёл к молодости героев. "Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться ещё ярче в эпоху неудач и поражений..."…