Сообщения

Социально-организационное значение искусства. Тезисы Богданова

А.А.Богданов Социально-организационное значение искусства. Тезисы лекции в Российской академии художественных наук. Москва, 21.10.1921. 1. Искусство - одна из идеологий, точнее - особая группа идеологий. Исследовать его с организационной точки зрения, значит исследовать его жизненную функцию в обществе, как организованной системе. 2. Можно заранее утверждать, что это должна быть функция практически нужная в борьбе общества с приро-дою, ибо только биологически полезное могло сохраняться и развиваться в мириадах лет за счет большой и возрастающей затраты социальной энергии, начиная с тех первых этапов, когда человечество едва держалось среди враждебных стихий. 3. Определить эту функцию можно только путем наблюдения искусства в жизни. Для других идеологий такое наблюдение легко и просто решает дело. Слово в практике явным образом играет роль средства, при помощи которого организуются все процессы труда и распределения, все собирание и систематизация опыта, все вообще сочета

Реализм. Статья из Литературной энциклопедии. Автор - Д.Мирский

Статья Реализм из Литературной энциклопедии. "Реализм — в литературе и искусстве — направление, стремящееся к изображению действительности" Р. противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной остроте, «новаторству»); с другой стороны — направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, а из мира фантазии (какого бы происхождения ни были образы этой фантазии), или ищущим в образах реальной действительности «высшей» мистической или идеалистической реальности. Р. исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Р. — то направление в искусстве, в к-ром природа искусства как особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена. Мирский Д. Реализм // Литературная энциклопедия: В 11 т. [М.], 1929-1939. Т. 9. - М.: ОГИЗ РСФСР

Берег утопии Тома Стоппарда

Том Стоппард Tom Stoppard Томаш Штраусслер Берег утопии The coast of Utopia Драматическая трилогия (Путешествие ( Voyage) , Кораблекрушение ( Shipwreck) , Выброшенные на берег или Спасение ( Salvage) ). О становлении и идеологическом и нравственном пути русской интеллигенции поколения Герцена. Главный герой трилогии - Александр Герцен, хотя в первой пьесе не меньшее место занимают Бакунин и Белинский. Большая смелость взять в герои людей, которые сами немало написали, в том числе  и о себе. Большие возможности для актёров изобразить разнообразные характеры и с комическими и героическими чертами. При том, что я, конечно, не историк, тем более этого периода, но кое-что читал, в том числе большинство и про большинство персонажей, не заметил каких-либо серьёзных исторических ляпов или развесистых клюкв. Видно, что Стоппард прочитал огромное количество литературы и уж точно прочитал всё что можно, написанное его персонажами. О недостатках - местами слишком большая фрагментарнос

Гроза моментальная навек

Борис Пастернак А затем прощалось лето С полустанком. Снявши шапку, Сто слепящих фотографий Ночью снял на память гром. Меркла кисть сирени. B это Время он, нарвав охапку Молний, с поля ими трафил Озарить управский дом. И когда по кровле зданья Разлилась волна злорадства И, как уголь по рисунку, Грянул ливень всем плетнем, Стал мигать обвал сознанья: Вот, казалось, озарятся Даже те углы рассудка, Где теперь светло, как днем!    Из книги Сестра моя жизнь   1917   Борис Пастернак: Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Биография (глава ... Хроника постоянного научного семинара "Проблемы поэтического языка ... Творчество Пастернака     Борис Пастернак: Гроза моментальная навек  Pasternak: A Storm, Forever Momentary Гроза, моментальная навек ‎ 

Кадамбари

Бана Кадамбари 7-й век Санскритский роман, катха, самый образцовый из трёх образцовых произведений этого жанра в санскритской литературе. В соответствии с традицией в произведениях, принадлежащих к кавье (т.е. художественной литературе), ценится прежде всего украшенность (аланкрити) речи. Из двух жанров прозы катха отличается полной вымышленностью содержания. Темой является обретение девушки (kany ā -labh ā ), а содержанием - раса любви, или шрингара-раса ( ś ring ā ra-rasa) (раса - вкус, эстетическая эмоция). Роман считался настолько образцовым, что слово кадамбари стало в нескольких новоиндийских языках означать жанр романа. Сюжет восходит к вставному рассказу о царе Суманасе в утраченной Брихаткатхе - Великом сказе Гунадхьи. Однако в Кадамбари подчёркнуто оборвана связь сюжета с виндьядхарами - главными героями Великого сказа, полубожественными духами воздуха. Последовательно проведена замена мифа о виндьядхарах лунным мифом. Однако рассказ из Брихаткатхи был во много ра